Привычки подводить итоги года у меня нет, во-первых, потому что это занятие всегда казалось мне глупым и дискредитированным инстаграм-блогерами с сомнительной репутацией. Еще одна идиотская традиция типа новогоднего оливье или пепла в шампанском. Время — условность, река. Ну, или не река, как в анекдоте про старого раввина, но точно субстанция, которую нельзя нарезать ножом на куски или разметить километровыми столбами.
Во-вторых, подводить итоги мне было страшно, наверное, вследствие моей суеверности: не подводи итог, пока не перепрыгнешь, подведешь итог — людей насмешишь. В общем, слишком рискованным выглядело заявление о законченности, пусть даже промежуточной. Казалось, что это даст условным высшим силам повод освободить меня по условному УДО (прошу прощения за тавтологию) из тюрьмы под названием «Жизнь человеческая», что в глобальном смысле, может быть, и неплохо, но в локальном — не гарантирует вообще ничего. А точнее сказать гарантирует ничего.
В-третьих, это всегда было поводом для дополнительной фрустрации. Зачем подводить итоги, чтобы напомнить себе, что ты в очередной раз ничего не достиг? Жизнь моя до прошлого года в общепринятом социальном смысле была довольно стыдной и гордиться там особенно было нечем. Только обнять (себя вместе с жизнью) и плакать, что я с успехом и делала.
В 2020-ом подводить итоги кажется особенно странным. Какой тут может быть итог? Если не умер, следовательно, существуешь, хотя, к обоим утверждениям у меня есть уточняющие вопросы. Но почему-то именно в этот раз мне впервые хочется подытожить.
Если описывать этот год цензурными словами, то можно сказать, что он был крутым. Я бы даже хотела пожелать себе, чтобы следующий был еще круче, но боюсь, что таким новогодним тостом могу разозлить и обидеть пострадавших от вирусной стихии (а я им искренне сочувствую). Если бы все года были такими, то уже за пятилетку можно было бы стать чемпионом чего-нибудь, гуру-коучем или матерью нескольких детей (своих или приемных).
В этом году было много нового опыта, осмысленного, но беспощадного и лавинообразного, избежать которого было невозможно. На вопрос «Что оказалось самым важным в вашей жизни в 2020-ом?», заданный общественности в фейсбуке одним узко известным режиссером, я ответила, что это секс и мистические опыты. Не хочу хвастаться ни тем, ни другим, потому что за то и другое пришлось заплатить (и не только деньгами), но оно, определенно, стоило того, чтобы быть испытанным. Но если мыслить шире, то самым важным оказалось принятие факта происходящего и искренний интерес к моменту, даже если последний не оправдывал ожиданий и вообще был далек от идеала.
Удивительно, но этот год я помню в мельчайших подробностях и могу чуть ли не понедельно восстановить хронологию событий и заново ощутить настроение каждого из двеннадцати месяцев. До этого со мной такого не случалось, все либо смазывалось, либо сливалось в единый монохромный поток с редкими вкраплениями пятен ярких событий.
Стоит ли говорить, что четвертый квартал выдался особенно сложным. Кроме общепланетарной эмоционально-информационной тяжести, навалилась личная физическая и психическая. Жить с одной стороны стало невероятно сложно, потому что даже простые действия требуют сейчас сверхусилий, а с другой стороны просто, потому что многое вообще перестало волновать. Полагаю, что второе — заслуга некоторых (разрешенных) фармпрепаратов, но об этом как-нибудь в другой раз.
Итак, 2020-ый. Год откровений, инсайтов и экспериментов. Год взросления и испытания себя на прочность, Год боли и удовольствия. Год упорного труда и нестандартных решений. Год любви, терпения и смирения. Год, который зашлифовал старые шрамы и оставил новые. Обнимаю и нежно целую тебя, 2020-ый, ты был хорош!