Периодически нахожу недописанные тексты, рассованные то тут, то там по электронным заметкам. Читаю и дивлюсь — «Господи-Боже, кто это писал? Я? Ну надо же!». Вот, например, откопала сегодня нечто трехлетней давности, не знаю, какая мысль там должна была быть финальной, наверное что-то про связь шизофрении с постмодернизмом. С завуалированным обличением обоих явлений. Но сейчас эти процессы (именно процессы) видятся совсем в ином свете. Во-первых, за три года многое в восприятии реальности изменилось, а во-вторых, именно сейчас я читаю «Равинагар». Это книга известного математика и профессора РАН Романа Михайлова, который менее (или более, зависит от социальных кругов и контекста) известен как писатель и духовно-религиозный исследователь и практик. Многое, написанное им, находит отклик, складывается в недособранный узор, звучит знакомыми мелодиями. Хотя, с точки зрения обывателя, старающегося прочно держаться за страховочные опоры договорной реальности (той, о которой все мы договорились), написанное покажется как раз тем самым шизофреническим бредом. В общем, если вы в своих религиозно-духовно-психологических (хотя, скорее психиатрических) исканиях дошли до некого предела, а особенно, если шли наощупь, без проводника, без карты и четкого понимания смысла и цели пути, постоянно отвлекаясь, заходя в придорожные кафе и останавливаясь в веселых хостелах, то книги Михайлова могут стать неким толчком или сигнальным маяком. А уж куда они толкнут и откуда посигналят — решать вам. А вот, собственно, та самая заметка трехлетней давности. "Посмотрела новый клип «…» и поняла, что устала от постмодернизма. «Ни слова в простоте» — как сказала бы моя мама. Это похоже на поход в моднейший вычурный ресторан. Интерьер — что-то среднее между барокко, модерном и лофтом, приглушенный красный свет, ты — в неудобном макияже, тяжелом платье и колючем кружевном белье. На указательном пальце огромный перстень, который натирает. Ситуация и мизансцена натирают тоже. Хочется сбежать, но манит новый опыт и впечатления, которые потенциально можно переварить во вдохновение, понимание и озарение. Подают что-то очень сложносочиненное с непроизносимым названием, блюдо, бьющее сразу по всем вкусовым рецепторам. Какие-нибудь мозги павлинов в листьях лотоса с сердцами варанов Комодо, вымоченных в соке хищных мухоловок. Посуда — золото, патина, кракелюры и хирургическая сталь. Выходит шеф-повар в фартуке, заляпанном кровью, это не небрежность, а концепт. По залу проносится шепот узнавания. О боже, это же сам N, готовивший для самого K! Дальше начинается гастрономический иммерсив, где с потолка на цепях спускают жаренную гиену, облепленную маринованными глазами рыбы-удильщика. Мраморные кариатиды, расставленные по углам зала, оживают и начинают медленно раздеваться, подходя к гостям… Хэппенинг в стиле Ходоровски. А ты тем временем вызываешь Убер, потому что неудобный макияж, тяжелое платье, натирающий перстень, колючее белье, а мозги павлинов вот-вот покинут организм через аварийный шлюз. … Каждая деталь имеет смысл, кажется, что вся эта мода на ребусы — следствие увеличившегося количества психических расстройств. Шизофреники очень любят возводить витиеватые ментальные конструкции, сооружать отсылки, видеть взаимосвязи, совпадения и знаки в случайностях".